«Кот в мешке» с красивой этикеткой

10.09.2010

Утверждение, что о вкусах не спорят, считается аксиомой, то есть не требует доказательств. Впрочем, это утверждение всё же верно не всегда. К примеру, о вкусе пива и кваса многие их производители сегодня с потребителями не спорят, им его по­просту навязывают. Проблема в том, что транснациональные компании, подмявшие в стране под себя почти полностью производство пивобезалкогольной продукции, диктуют нам её выпуск по выгодным для них рецептам и технологиям. Что не всегда полезно для здоровья и уж точно вводит потребителей в заблуждение. При этом, чтобы принять желаемые техрегламенты, мощное иностранное пивоваренное лобби обладает значительными возможностями, а толщине их кошельков сейчас противостоит лишь здравый смысл и здоровье нашей нации.

В апреле этого года Государственной Думой в первом чтении был принят проект федерального закона №189885-5 «Технический регламент на пивоваренную продукцию». В соответствии с этим документом пиво является «пенистым напитком из пивоваренного солода, хмеля и (или) продуктов, полученных в результате переработки пивоваренного хмеля (хмелепродуктов), питьевой воды, с применением или без применения зерна злаковых культур и продуктов их переработки (зернопродуктов) и (или) сахаросодержащих продуктов, полученным в результате брожения пивного сусла и содержащим образовавшийся в процессе этого брожения этиловый спирт». То есть, как понятно из определения, высокое содержание солода не является обязательным требованием. Также там нет требования указывать на этикетке «тонкости» технологии приготовления и состав. То, что это серьёзное законодательное упущение, станет понятно из дальнейшего хода рассуждений.

Пиво – это, во-первых, солод…
Что мы подразумеваем под классическим пивом? Германский Das Reinheitsgebot (закон о чистоте пива), принятый в 1516 году и действующий до сих пор, гласит: «…Мы настаиваем, чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива кроме солода, хмеля и воды…».

Ситуацию мы попросили прокомментировать эксперта пивоваренной отрасли – генерального директора МПБК «Очаково» Владимира Антонова:

– Является ли пиво, сваренное без солода, пивом? Однозначно нет! Очевидно, что принятие нового техрегламента гарантированно приведёт к ухудшению качества пива. Этот документ поощряет использование более дешёвых технологий пивоварения и в первую очередь отказ от солода в пользу кукурузы, ячменя, пшеницы. Соображение следующее – килограмм солода стоит 18 рублей, килограмм зерна – 8 рублей. При технологиях осахаривания ферментами можно использовать зерно любого качества без солода. И сейчас иные производители изготавливают пиво практически полностью из несоложенных материалов, доводя их долю в рецептуре до 100 процентов. Другие распространённые способы недобросовестного удешевления пивоварения – высокоплотное пивоварение и искусственная карбонизация.

Высокоплотные технологии позволяют получать пиво с большей крепостью и плотностью, а затем его в различном соотношении разбавляют водой и подвергают искусственной карбонизации, то есть насыщению углекислым газом. Таким образом можно получить много разных «сортов» пива. О его качестве всерьёз говорить сложно.

При этом отмечу, что предлагаемый новый техрегламент ни в коей мере не решает своей главной задачи – права потребителей на качественный и безопасный продукт. И сегодня россиянам, по сути, предлагают покупать «кота в мешке»: ведь непонятно, что в бутылке – классическое пиво или некий напиток с применением искусственных ферментов. При этом разъяснения на этикетке или туманны, или просто отсутствуют. Между тем право потребителя на получение полной и достоверной информации о продукте закреплено в законе. Мы, отечественные пивовары, настаиваем на том, чтобы в новой версии технического регламента было узаконено процентное соотношение несоложенных материалов в пиве, а также обязанность производителей указывать на этикетке, по какой технологии сварено пиво, какое содержание несоложенных материалов в нём и применялись ли искусственные ферменты или мальтозная патока при его изготовлении.

Добавим, что по новому техрегламенту «пиво» может быть произведено с применением сахаросодержащих продуктов, плодово-ягодного и растительного сырья, а также вкусоароматических добавок. Техрегламент фактически открывает дорогу на наш прилавок малопонятным напиткам.

С квасом ситуация похожая. В проекте нового техрегламента процесс двойного брожения вовсе не обязательный. Напомним, что русский квас – это уникальный продукт именно двойного брожения – спиртового и молочнокислого. Если этого не происходит, то в напитке не образуются необходимые кислоты, соответственно, их принудительно вводят в продукт. Например, основной продавец лимонной кислоты на рынке – Китай, и качество её далеко не однозначное.

В последнее время много говорится о социальной ответственности бизнеса. На мой взгляд, под этим обязательно должны пониматься два момента – это производство качественной продукции и добросовестная уплата налогов.

Известно, что водку можно гнать и из опилок. Во время Великой Отечественной войны по причине нехватки зерна так и делали. Или другой пример – в годы той же войны в Германии делали кофе из молотых жжёных желудей и называли это эрзац-кофе. В случае с пивом по новому техрегламенту ситуация похожая. Вроде как бы и пиво, ну, подумаешь, немножко не из тех материалов и не так сделано, но пить-то вроде можно... Пить-то можно, но зачем это законодательно называть пивом?

Да, натуральность в продуктах питания и напитках – это гарантия здорового питания и потребления напитков. Однако добиться её можно только грамотным нормативным регулированием, причём без оглядки на потуги лоббистов. И разве не стоит этого, к примеру, здоровье нации?

Оригинал статьи см. здесь.


Источник: Александр Садовников, "«Кот в мешке» с красивой этикеткой"// Парламентская газета №42(2458) от 10.09.2010


Постоянный адрес материала: http://beer.lobbying.ru/index.php?article_id=6053