Сегодня дней рождений нет


 


Lobbying.Ru Субъекты лоббистской деятельностиОтраслевой лоббизмАлкоголь, пивоОсобенности лоббизма в Государственной Думе четвертого созыва

Особенности лоббизма в Государственной Думе четвертого созыва

Депутаты вводят запреты одним законом, чтобы тут же отменить их другим.

Если депутатская затея увенчается успехом, производители пива снова смогут использовать в рекламе образы людей, животных и мультипликационных персонажей, в телеэфир вернутся ролики пивных спонсоров спортивных состязаний, а крепкий алкоголь можно будет рекламировать в любых печатных СМИ - за исключением первой и последней страниц. Правда, в документе есть и целый ряд новых серьезных ограничений (например, полный запрет наружной рекламы сигарет), которые, видимо, будут отменяться уже следующими законами.

Таким образом, депутаты окончательно уподобились известному герою спагетти-вестернов Серджио Леоне, который сначала сдавал властям опасных преступников, а потом сам же помогал им бежать от правосудия - в обоих случаях небескорыстно.

С той лишь разницей, что Клинт Иствуд гораздо красивее спикера Бориса Грызлова или, например, зампреда комитета по экономической политике Владимира Мединского. И если в прошлой Думе депутатам удавалось обычно договориться с отраслевыми лоббистами между первым и вторым чтениями (достаточно вспомнить, как принимался в 2001 г. закон об ограничении курения табака), то теперь народные избранники вводят запреты одним законом, а отменяют уже другим, что еще и положительно сказывается на общей статистике законодательной деятельности.

Наверное, новая редакция базового закона о рекламе действительно нужна рынку. Прежний принимался 10 лет назад и правился больше 40 раз, но до сих пор никак не регулирует, например, спам и рекламу с использованием мобильной связи. Но в очередной раз переписывать правила продвижения пива или сигарет уже как-то неприлично. Тем более что ошибки только что принятого закона уже не спишешь на издержки думской демократии - все рекламные ограничения вводит и тут же отменяет одна и та же "Единая Россия".

 

НЕТ СПАМУ!

Депутаты "Единой России" запретят все виды массовых рассылок

 



Кроме распития пива, курения табака и рекламы игорных заведений "Единая Россия" намерена искоренить и спам. Написанная партийцами новая редакция закона о рекламе вводит запрет на рассылку рекламных факсов, sms и электронных писем тем, чье одобрение на это не получено заранее. Борцы со спамом не уверены в эффективности меры, а чиновники антимонопольного ведомства возмущены тем, что депутаты внесли свои предложения в обход правительства.

Новую версию закона о рекламе внесла вчера в Госдуму группа депутатов-"единороссов" во главе с руководителем центрального исполкома партии Юрием Волковым. Такой же законопроект давно готовит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), но правительство пока одобрило лишь концепцию документа.

Депутатский законопроект кроме ограничений на рекламу алкоголя, табака, пива и игорных заведений вводит запрет на рассылку спама. Распространение рекламы по сетям электросвязи, "в том числе с использованием телефонной, факсимильной, мобильной связи и компьютерных сетей", он разрешает лишь с согласия адресата. В противном случае компания, разославшая спам, может быть оштрафована на 40 000-50 000 руб., а физическое лицо - на 2500-3000 руб. Депутаты, по словам одного из соавторов законопроекта - "единоросса" Владимира Мединского, собираются резко увеличить штрафы.

От спама страдает большинство пользователей персональных компьютеров. Как следует из пришедшего вчера на редакционный электронный адрес корреспондента "Ведомостей" рекламного письма, за 4000 руб. спамеры обещают отправить e-mail с рекламой заказчика на 620 000 адресов электронной почты в Москве, а за 6000 руб. - на 1, 9 млн адресов по всей России. "Бороться со спамом программными методами практически невозможно: все спам-фильтры, которые мы пробовали, работают недостаточно эффективно, -констатирует начальник IT департамента компании Vizikor Solutions Олег Живило. - Они не отсекают весь спам, а главное, иногда удаляют важную почту, что абсолютно недопустимо для компании". Спам в виде sms приходит и на сотовые телефоны.

"Ничего, кроме негативных эмоций, массовые рассылки вызывать не могут, -считает директор "ВымпелКома" (предоставляет услуги сотовой связи под маркой "Би Лайн") по связям с общественностью Михаил Умаров. - Мы не позволяем нашим партнерам рассылать sms абонентам, которые не подписаны на их услуги". Впрочем, сам "ВымпелКом" отправляет абонентам информационные сообщения о новых услугах компании, говорит он.

МТС кроме информационных сообщений рассылает и рекламные sms. Например, недавно оператор оповещал таким образом о начале проката фильма "Ночной дозор". По словам директора по внешним связям МТС Андрея Брагинского, компания собирается предоставлять услуги по "коммерческой рассылке sms" и в дальнейшем. Если закон будет принят, оператор будет заручаться согласием абонентов на прием непрошеных писем при заключении договора на обслуживание, говорит Брагинский.

Компьютерные спамеры тоже не боятся санкций. "Мы всего лишь курьеры, только вместо сумок на колесиках у нас в руках компьютеры: спам будет существовать, пока будет спрос на дешевую эффективную рекламу, - считает один из организаторов массовых рассылок.

-А поймать нас очень тяжело: те, кто этим занимается, никогда не подставляют провайдера и надежно маскируются". Координатор рабочей группы проекта "Анти-спам" Евгений Альтовский напоминает, что законопроект "единороссов", например, не дает ФАС доступа к данным, которые хранятся у провайдера, - они защищены законодательством о тайне личной переписки, которая снимается только в рамках уголовного дела или по решению суда.

В антимонопольной службе новый законопроект комментировать отказались. "Всем известно, что мы готовим свой вариант закона - депутаты поставили нас в двусмысленное положение", -возмущен чиновник ФАС. По словам Мединского, Дума в ходе доработки постарается учесть критику и "сделать новый закон максимально эффективным".

Замгендиректора компании Rambler Иван Засурский отмечает, что даже в нынешней редакции это первая попытка создать законодательную базу для противодействия спамерам и она может оказаться действенной.

 



В ТРОЛЛЕЙБУС - с НАУШНИКАМИ

Не оставили депутаты без внимания и аудиорекламу в пассажирском транспорте. Если их законопроект будет принят, крутить ролики в автобусах и поездах можно будет лишь при "условии предоставления пассажирам индивидуальных средств" прослушивания рекламы.

"Мы защищаем потребителя от информации, которую он не просит, - говорит Мединский. - Пассажиру нужно знать, какая остановка будет следующей, а вместо этого в электричках и поездах зачастую звучит музыка, перебиваемая рекламными сообщениями". В "Российских железных дорогах" знали о планах депутатов и уже установили наушники в вагонах СВ, рассказал "Ведомостям" топ-менеджер компании, но что делать с остальными вагонами, там еще не решили.

 



ГАЗЕТАМ РАЗРЕШАТ КРЕПКИЕ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ

Однако новый Закон "О рекламе" не защитит их от повышения НДС

Совет Госдумы вчера направил в рассылку обновленный Закон "О рекламе", подготовленный группой депутатов из "Единой России". Но с его обсуждением решили не спешить: первое чтение проекта планируется провести только на весенней сессии. Некоторые думцы сочли его излишне либеральным, усмотрели в нем руку "пивной мафии".

По словам координатора фракции КПРФ Сергея Решульского, инициатором дебатов на Совете Думы стал Владимир Жириновский. Он потребовал, чтобы проект закона прошел экспертизу в думской комиссии по коррупции, которая должна выяснить, нет ли тут руки "пивной мафии". Жириновский упирал на то, что новая редакция рекламного закона фактически дезавуирует те поправки к действующему закону о рекламе, которые ранее были поддержаны большинством Думы.

Первый вице-спикер Любовь Слиска, которая вела вчерашний совет, также предлагала не торопиться. К тому же отсутствовал Борис Грызлов, по чьей инициативе прежде проводились ужесточения рекламного законодательства (в частности, в отношении пива).

Тем не менее, по словам Решульского, при голосовании четверо из шести членов Совета Думы высказались за то, чтобы законопроект пошел по обычной процедуре. Жириновский голосовал против, а Слиска воздержалась. Интересно, что вчера достаточно трудно было получить от депутатов какие-то комментарии по новому закону о рекламе. Помощники Слиски объяснили, что она пока от высказываний воздерживается, потому что собирается внимательно проанализировать законопроект.

Один из его авторов -глава думского комитета по экономической политике Валерий Драганов - также не захотел лично беседовать с корреспондентом "НГ" на данную тему.

По сравнению с действующим Законом "О рекламе" образца 1995 года, новый законопроект, подготовленный депутатами Волковым, Мединским, Комиссаровым, Драгановым, Медведевым и Кармеевым, содержит в себе ряд разрешительных моментов. В частности, печатным СМИ разрешается рекламировать спиртные напитки, а также отменяется положение статьи 12, согласно которой "реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания". Содержится лишь требование помечать подобные материалы пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Исчезла и статья 10 о скрытой рекламе.

Впрочем, это скорее оптимизация, чем либерализация: данные статьи все равно не работали. Как заявил в интервью "НГ" бывший заместитель министра по антимонопольной политике и предпринимательству Сергей Дудкин, "в мою бытность работы в МАПе я не припомню случая, чтобы кто-то проверял печатные издания России на предмет соответствия 40% объема рекламы - уж больно хлопотное дело".

По его мнению, новый законопроект - "это честный закон", поскольку в нем соблюдены интересы как потребителей и рекламодателей, так и самих СМИ. В нем сводятся воедино различные нормы, содержащиеся в других законах, регламентирующие тот или иной вид рекламной деятельности.

Как сообщил "НГ" один из авторов законопроекта, зампред думского комитета по экономической политике Владимир Мединский, работа над новой редакцией закона велась в тесном взаимодействии с представителями СМИ и с учетом их интересов. Поэтому во многом законопроект "является одним из самых либеральных за последнее время".

Между тем наряду с со смягчением в новой редакции предусмотрены и существенные ужесточения требований к рекламе. Например, законопроект полностью запрещает рекламу алкогольной продукции в электронных СМИ. Кроме пива, рекламировать которое можно с 22 часов вечера. По словам Мединского, такие нормы не есть влияние пивного лобби, а есть лишь следование стандартам ГОСТа, согласно которому пиво не считается алкогольным напитком.

Представители телеканалов в целом положительно оценивают новый законопроект. Владимир Кулистиков, генеральный директор телекомпании НТВ в интервью "НГ" подчеркнул, что ему бы "хотелось, чтобы при обсуждении данного законопроекта депутаты преодолели враждебность к самому факту существования рекламы на телевидении. Ограничения могут быть всякими, но они должны в себе разумно сочетать требования и морали, и права, и экономики. Пусть каждый законодатель спросит себя: если наложить запрет на рекламу одного, другого, третьего, кто заплатит за то, чтобы телевидение оставалось общедоступным средством информации и развлечения?"

По словам же президента ТВЦ Олега Попцова, он будет приветствовать "любой закон, который будет какие-то вещи в области рекламы систематизировать, но не отсекать. Для того чтобы управлять, - надо разрешать". По его мнению, запрет на показ пивной рекламы до 22 часов является относительным прогрессом, поскольку "не надо доходить до абсурда". То есть "не стоит рекламировать это для молодежи, но нужно рекламировать культуру потребления напитка". По словам Олега Попцова, телевидение понесло на дневном запрете на пивную рекламу достаточные потери.

Что же касается газет и журналов, то здесь ситуация несколько иная. В начале 2005 года истекает срок действия льготного 10-процентного НДС на рекламную деятельность для прессы, которую Минфин предлагает повысить до стандартных 18%. И эти перспективы тревожат медиасообщество гораздо больше, чем радуют гипотетические выгоды от нового закона о рекламе. Как заявил "НГ" генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко, "вне всякого сомнения, это сильный удар по независимым печатным изданиям, в первую очередь - региональным". По его словам, государственные СМИ выстоят, "потому, что они, по сути дела, существуют вне рынка, и ясно, что их вся эта налоговая история не очень волнует".

Не успели депутаты нанести бескомпромиссный удар по производителям пива, запретив его телерекламу с 7 до 22 часов, как тут же бросились в решительное отступление. Группа "единороссов" подготовила новую редакцию закона "О рекламе", поражающую своей либеральностью. В ней депутаты неожиданно отказываются от целого ряда ограничений, действующих сейчас в отношении пива, водки и табака, зато ужесточают требования к рекламе лотерей, игорного бизнеса, лекарств и товаров, продающихся в телемагазинах.


Источник: Ведомости, Независимая газета


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.18721103668213