Сегодня дней рождений нет


 


Контроль до последней капли

Рабочее название единой системы контроля на рынке нефти и нефтепродуктов — «Нефтеконтроль», автор проекта — Минэнерго. Предложения министерства «по контролю за перемещением нефти и нефтепродуктов» описаны в протоколе совещания у вице-премьера Игоря Сечина, состоявшегося 22 января.

Система предполагает оперативное получение информации о перемещении сырья, составление и «безусловное исполнение» балансов нефти и продуктов переработки, а также создание реестра производителей, пунктов отгрузки и транспортных компаний. Причем заниматься экспортом нефти и нефтепродуктов смогут только включенные в реестр производители и транспортные компании и только через те пункты отгрузки, которые также будут учтены в реестре, следует из документа. Экспортерам, не попавшим в реестр, транспортные компании должны будут отказывать. А чтобы уж точно исключить неучтенные перевозки, чиновникам предложено «проработать вопрос о целесообразности запрета таможенного оформления вывоза нефти и нефтепродуктов <...> автомобильным транспортом» или организовать экспорт автотранспортом «через ограниченное количество специализированных пунктов пропуска».

Для экспорта нефтепродуктов должна быть создана специальная номенклатура, товары, не попавшие в нее, вывозу не подлежат. Для таможенного оформления потребуется единый перечень нефтепродуктов, которые будут соответствовать требованиям технических регламентов. Предполагается, что для измерения показателей нефти и продуктов переработки будут использоваться специальные приборы: Минпромторгу поручено разработать требования к ним — с условием, что эти механизмы не будут «допускать возможность обнуления ранее полученных данных».

Сечин предложения Минэнерго «в целом одобрил», говорится в протоколе. А уже сегодня он и министр энергетики Сергей Шматко могут доложить о планах создания новой системы президенту Дмитрию Медведеву на совещании в Омске, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников. Вопрос еще могут обойти, говорит сотрудник администрации президента. В Кремле идею не поддерживают — нужны информация об объемах экспорта и четкие технические требования к продукции, а не какие-то особые системы контроля и новые реестры.

Зачем чиновники хотят ужесточить контроль за экспортом, в протоколе не говорится. Необходимо бороться с серым рынком, сказал чиновник правительства. Сечин был недоволен, что под видом мазута по железной дороге вывозится нефть, добавляет сотрудник одного из ведомств, участвующих в обсуждении вопроса. На самом деле «фальсификата» на рынке немного, говорит чиновник ФТС. Вряд ли речь идет и о борьбе с трейдерами: таможенным оформлением чаще занимаются сами нефтяные компании, иначе встает вопрос, кому будут возвращать НДС, говорит аналитик Reuters Александр Ершов.

Чиновник ФТС уверен, что это политическое решение — ужесточить контроль на данном рынке. Система контроля поставок нефти и нефтепродуктов по трубе работает довольно четко. Теперь задача — проследить за железной дорогой и особенно автотранспортом, говорит он. Для этого поручено усилить «фактические досмотры» и создать единую систему, которая будет учитывать перемещение энергоресурсов.

Представители нефтяных компаний вчера комментировать инициативу Сечина и Минэнерго не стали. Хотя сотрудник одной из них говорит, что с идеей Минэнерго их уже ознакомили. По его словам, речь идет о контроле не только за экспортом, но и за поставками на внутреннем рынке, для чего планируется использовать систему «Глонасс». Избежать «логистических трудностей» с нововведениями вряд ли удастся, опасается он. Менеджер другой нефтяной компании недоумевает, зачем усиливать контроль, если более 90% всех экспортных поставок идет по трубе.

Минэнерго составляет ежеквартальные графики, где указаны все объемы, и эта система отлично работала и в лихие 90-е годы, удивляется нефтяник. По железной дороге идет много темных нефтепродуктов и здесь такой системы учета нет, признает другой нефтяник, единственный критерий допуска — пропускная способность на конкретном маршруте. Но классификация железнодорожных грузов и контроль за ними давно существуют, оговаривается он. Правила перевозки грузов и так очень жесткие, соглашается руководитель компании — оператора подвижного состава. А ответственность за то, что попадает в цистерны, в любом случае несет грузоотправитель — он заполняет грузовую накладную, которая отправляется в РЖД и хранится в специальной электронной базе данных. Понумерованный учет подвижного состава давно ведет Росжелдор. Возможно, разработчики новой системы просто не учли, что контроль поставок по железной дороге уже существует, заключает собеседник «Ведомостей».

Минэнерго и раньше вело реестр всех производителей нефти, отмечает гендиректор «Ассонефти» Елена Корзун. Но теперь скорее всего речь идет о необходимости усилить контроль за перемещением сырья по железной дороге и автотранспортом, особенно на юге России, где действительно есть проблемы. Могут ли новые правила сказаться на работе рынка и малых нефтяных компаний, Корзун прогнозировать не стала. Она лишь напомнила, что участники «Ассонефти» транспортируют нефть по системе «Транснефти».



Источник: Малкова Ирина, "Контроль до последней капли"// Ведомости №25 (2543) за 12.02.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.097511053085327