Сегодня дней рождений нет


 


Алкогольный рынок требует перемен

Лоббисты выступают за снижение акцизов на спиртное и установление минимальной розничной цены на водку

По данным Росстата, в прошлом 2006 году россияне выпили 220 миллионов декалитров водки, из них 119 миллионов - доля легально произведенного спиртного. А значит того, что производится подпольно, наши граждане употребили примерно 80 миллионов декалитров (с учетом импортной продукции). Это означает, что в среднем на прилавках винно-водочных отделов каждая легально произведенная бутылка соседствует с "пиратским" спиртным. Цена такого соотношения - многие человеческие жизни, унесенные токсическим гепатитом во время осеннего алкогольного кризиса 2006 года, и колоссальные потери для бюджета страны.

Александр Коровка, представитель группы компаний "Русский Алкоголь", абсолютного лидера рынка крепкого алкоголя в 2006 году (данные Росстата), комментирует ситуацию следующим образом: "При нынешних розничных ценах на спиртное нелегальный производитель получает сверхприбыль от реализации водки, с которой не уплачен ни НДС, ни акциз, в то время как легальный бизнес не способен конкурировать с "теневиками" в низкоценовом сегменте. Участники отечественного алкогольного рынка уже который год подряд предлагают Государственной Думе и правительству два выхода из катастрофической ситуации с производством нелегальной водки, две, если хотите, схемы борьбы с недобросовестными производителями. Это установление минимальной розничной цены на водку и снижение акциза на крепкий алкоголь".
Установление минимальной розничной цены, о котором уже заговорили в коридорах Государственной Думы, должно работать следующим образом. Сегодня легальные производители крепких напитков, уплачивающие налоги и акцизные сборы, не имеют возможности отпускать продукцию ниже 50 рублей за бутылку 0,5 литра, то есть ниже суммы себестоимости и налогов. Расходы на транспортировку, торговые наценки, логистика... Итого получается около 70 рублей за бутылку на полке, приблизительно такой должна быть минимальная цена. Если производитель поставляет на полки более дешевую продукцию, значит, где-то он недобросовестен по отношению к закону.
Эта мера может быть эффективна только при прямой поддержке государства. Механизм контроля за продажей незаконно появившегося на полке спиртного элементарен: достаточно любому представителю власти, правоохранительных органов или органов контроля заглянуть в ближайший винно-водочный или продуктовый магазин и сравнить цены на спиртное. Если после установления минимальной цены рядом с водкой по 70 рублей появится водка по 50, сотрудник милиции, прокуратуры или иных компетентных органов может сразу же отобрать у торгового предприятия лицензию на право заниматься торговлей.
Что касается второго способа борьбы с "черной" водкой, а именно - снижения акциза, ожидания легальных производителей напитка сводятся к следующему. Государство повышает акцизы на алкогольную продукцию уже пятый год подряд. Сегодня доля акциза вместе с налогом с одной бутылки составляет 38 рублей, и это только на руку нелегалам. И крупнейшие ликеро-водочные производители ставят вопрос о снижении акциза. Водочники считают, что снижение акцизов повлечет за собой общее "обеление" рынка, что само собой повысит суммарные акцизные сборы и сделает продукцию доступной для социально незащищенных слоев населения. Необходимо политическое решение. Власти опасаются потери части доходов, уже заложенных в бюджет, если акциз на водку резко уменьшить.
Второй аргумент в пользу противников снижения акцизов - забота о здоровье нации. Дескать, если сократить ставку акцизов и водка резко подешевеет, то наш народ немедленно сопьется. Странный, по меньшей мере, довод. О том, что русский человек спивается, нам твердят не один десяток лет, но, слава богу, до сих пор этого не произошло, да и не произойдет, скорее всего. Статистика твердит, что в Европе и Америке народ "употребляет" не в пример активнее нас. И, по большому счету, кто мешает нашему пьющему народу окончательно деградировать посредством употребления суррогата, который сейчас стоит на рынке именно столько, сколько мог бы стоить качественный "белый" продукт после снижения акцизов?
Всеобщая алкоголизация страны, о неотвратимости которой так долго говорят противники введения минимальных цен на алкоголь, остается хоть и жутким, но все-таки мифом. Однако факт остается фактом: сегодня в стране свирепствует, по словам Александра Коровки, "относительно сухой закон". Это когда качественное легальное спиртное в принципе недоступно большей части населения из-за высокой цены. Народу остается либо бесповоротно завязать, либо играть в "самую русскую на свете рулетку", уповая при покупке подозрительной бутылки лишь на то, что она не станет в жизни последней.
Позволим себе несколько философское рассуждение: водка в России является, без преувеличения, национальным напитком. Так почему же этот поистине народный продукт должен быть народу недоступен? Этот вопрос, как остальные наши извечные, остается открытым. Население большинства стран мира, будь то благополучная Великобритания с ее традиционным шотландским скотчем или же бедная Куба с кубинским ромом, без разницы, может себе позволить дешевое, но качественное спиртное. Приведем лишь один характерный пример: пятилитровая канистра самого дешевого виски в той же Шотландии стоит всего лишь два доллара. И это, заметьте, не суррогат, а качественный алкоголь, хотя и самый недорогой. В то же самое время 30 процентов населения России не имеют возможности приобретать водку даже по 70 рублей за бутылку, поэтому вынуждены покупать суррогат. Отсюда волна алкогольных отравлений минувшей осенью, процветание подпольного бизнеса по розливу денатурата, а также лихорадка в легальном бизнесе по причине постоянного повышения акцизов.
Общую позицию представителя компании "Русский Алкоголь" разделяет его коллега Дмитрий Добров из "Союза производителей алкогольной продукции" (СПАП).
- Союз производителей алкогольной продукции выступает за понижение акциза со 163 рублей за литр этилового спирта до 100 рублей. Нелегальный производитель акцизы не платит вообще, в результате чего бутылка стоит всего 40 рублей. Принципиальное понижение акцизной ставки, по самым скромным прогнозам, отберет у нелегального рынка около 20 процентов покупателей. Что же касается минимальной цены, то мы считаем, что ее необходимо вводить. Данная цена должна учитывать себестоимость производства, все налоги, а также маржу производителя, оптовика и розницы. О точных размерах минимальной цены я пока говорить не готов. Хотя бы потому, что этот вопрос находится в компетенции правительства. Вместе с тем мы искреннее надеемся, что государство привлечет нас к разработке формулы, определяющей минимальную цену на спиртное. Но уже сейчас очевидно, что бутылка водки не может стоить 40-45 рублей.
В результате введения минимальной цены легальная и нелегальная продукция будет стоить одинаково. Если же розничная точка пойдет на то, чтобы торговать водкой по цене ниже минимальной, то, в случае проверки, продукция эта будет изъята, а у магазина отзовут лицензию. А это очень невыгодно для любого магазина. Доля спиртного в общем объеме выручки стандартной розничной точки составляет 5-10 процентов, а в магазинах так называемой шаговой доступности этот показатель может достигать 15 процентов.
Вместе с тем алкоголь в принципе не должен быть легкодоступен основной массе населения, считает представитель СПАП. Но тут же уточняет, что эта аксиома касается только так называемого цивилизованного рынка и не действует в отношении нашей страны. Если бы мы жили в европейской стране с европейским уровнем правового сознания, уважения к законам, то меры по увеличению акцизов и, соответственно, повышению цен на спиртное принесли бы только положительные результаты. В нашей стране все происходит с точностью до наоборот, и чем выше цена на "белую" водку, тем реальнее угроза здоровью нации.
Маркетинговые исследования, проведенные среди потребителей спиртного, выявили поистине мистическую (или все-таки математическую?) закономерность, исходя из которой "алкогольная" покупательная способность имеет соотношение с уровнем дохода граждан в точности как 1:100. Это означает, что гражданин с ежемесячным доходом около 7 тысяч рублей имеет желание, возможность и, главное, психологическую готовность приобрести водку по цене 70 рублей, но не дороже. Далее: те граждане, чья зарплата составляет 4-5 тысяч рублей, способны раскошелиться на 40-50 рублей, и не более того. Наконец те, кто имеет в месяц доход в 1,5-2 тысячи рублей, могут позволить себе разве что настойку "боярышника" зa 15 целковых из аптеки или стеклоочистительную жидкость, "незамерзайку" на основе денатурированных спиртов.
Напомним, что средняя заработная плата по стране как раз и составляет именно те самые 7 тысяч рублей, отсчет с которых начали в своих исследованиях маркетологи.



Источник: Алкогольный рынок требует перемен // Российская газета, 30.05.2007, №113, Стр. 4


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.095520973205566