Сегодня дней рождений нет


 


Lobbying.Ru Субъекты лоббистской деятельностиОтраслевой лоббизмАлкоголь, пивоСтюарт МакФарлейн, президент «Анхойзер-Буш ИнБев» в Центральной и Восточной Европе

Стюарт МакФарлейн, президент «Анхойзер-Буш ИнБев» в Центральной и Восточной Европе

Стюарт МакФарлейн (на фото)

Президент компании «Анхойзер-Буш ИнБев» в странах Центральной и Восточной Европы Стюарт МакФарлейн рассказал РИА Новости о своем видении проблем пивоваренной отрасли в России.

Некоторые эксперты прогнозируют стагнацию рынка пива в РФ, другие, напротив, утверждают, что из-за подорожания вина потребление пива вырастет…
Пивоваренная индустрия в России — динамичная и важная часть экономики. В ней заняты десятки тысяч человек — 50 тысяч непосредственно в отрасли и свыше 600 тысяч человек — в смежных отраслях. Пивовары приносят миллиарды рублей в качестве инвестиций, заработной платы и налогов в бюджет (около 100 миллиардов рублей в год только акцизных сборов).

Наша индустрия вносит свою лепту и в развитие сельского хозяйства в России: более 80% ячменя, используемого в пивоварении, местного происхождения. Пивоваренная отрасль в России практически прозрачна, собираемость налогов у пивоваренных компаний составляет 97,7%, а уровень нелегального оборота стремится к нулю.

Однако, несмотря на это, последние 3-4 года условия для нас становятся все менее благоприятными вследствие изменений, которые инициирует Росалкогольрегулирование.

Во всем мире по отношению к пиву и алкоголю действуют разные правила регулирования, призванные сократить потребления крепкого алкоголя, смещая акцент на слабоалкогольные напитки. В частности, это означает, что акциз на крепкий алкоголь обычно в 3-7 раз выше, чем акциз на пиво или натуральное вино. В России ситуация иная. В последние годы условия для развития пивоваренного производства претерпели серьезные изменения, что оказывает дополнительное давление на отрасль и препятствует ее развитию. За период с 2009 по 2012 год ставка акциза на пиво была увеличена в четыре раза — с 3 до 12 рублей за литр. Вследствие принятия законодательных ограничений и запретов, регулирование пивоваренной отрасли в России на текущий момент является одним из самых жестких в мире. Усиление налоговой нагрузки и административного давления привело к сокращению объемов производства.

По данным Росстата за 2011 год, доля населения, потребляющая крепкий алкоголь, составила 69%, соответственно 31% потребителей предпочел пиво. При этом цифры основаны на официальных статистических данных и не включают информацию по незаконным рынкам, которые потенциально составляют около 40% от доли разрешенного крепкого алкоголя. Стремление государства сократить уровень потребления алкоголя невозможно осуществить за счет давления на пивную индустрию — это нанесет ей огромный вред и лишь переключит потребителей на водку.

Можете ли вы оценить влияние запрета рекламы на российский рынок пива?
Чтобы оценить адекватность каких-либо мер, в первую очередь нужно задаться вопросом — какую проблему они призваны решить? Мы неоднократно говорили о том, что мировой опыт показывает неэффективность запрета на рекламу пива и не уменьшает потребление алкоголя. Вспомните Францию, которая запретила рекламу алкоголя на ТВ в 1991 году. Закон остается в силе, несмотря на доклады правительства, доказывающие, что запрет неэффективен в качестве меры по снижению употребления алкоголя. Запреты рекламы алкоголя относятся к числу наименее эффективных способов борьбы с употреблением алкоголя среди несовершеннолетних. Реклама может только повлиять на вашу приверженность к тому или иному бренду, не более. Для нас очевидно: одной из наиболее эффективных мер по снижению употребления алкоголя является обучение населения, которое должно вестись на всех уровнях общества, начиная со школы. В Великобритании я занимался такими социальными программами, направленными на образование населения, и они гораздо эффективней запретительных мер.

В 2013 году пиво будет запрещено продавать в уличных киосках, палатках…
Опять же возникает вопрос — какую проблему призвана решить эта мера? Сократить объемы потребления пива? Мы знаем из собственного опыта работы на других рынках, что количество точек продаж на эти объемы не влияет.

Кроме того, запрет на продажу в киосках также нарушает закон о правах потребителя. Большое количество городов, поселков, деревень не могут похвастать развитой инфраструктурой, на большинстве подобных территорий отсутствуют торговые сети, в которых может продаваться пиво, следуя букве законопроекта.

Так же вызывает опасения социальный эффект от такого запрета: в стране более 50 тысяч нестационарных торговых объектов, доля реализации пива в которых составляет в среднем 40% от общей выручки с продаж. При этом в данном секторе официально трудоустроено порядка 200 тысяч человек, с зарплаты которых производятся налоговые отчисления. А учитывая предлагаемые нововведения, большинство киосков будут лишены практически половины своей выручки, что приведет к закрытию большинства из них, а также к очевидному росту безработицы в этом секторе экономики. Этот факт явно идет вразрез со стратегией по поддержке малого и среднего бизнеса, который во всем мире является основой экономики.

Я недавно живу в России, но уже привык к тому, что здесь все быстро меняется. Но нужно приспосабливаться к любым условиям, быстро реагировать, и тогда у нас есть все шансы на успех.

По мнению экспертов, введение лицензирования для производителей пива — вопрос лишь времени. Каково ваше мнение?
Мы считаем такую меру излишней. У нас нет повода усомниться в профессиональной компетенции Федеральной налоговой службы по контролю за налоговой дисциплиной производителей пива, и, на наш взгляд, нет смысла вводить дополнительные административные барьеры, которые повышают уровень коррупции и налагают дополнительные расходы. Что интересно: водка лицензируется, но, тем не менее, существует черный рынок. А пивовары честно и в полном объеме платят налоги, к чему тогда обременять их дополнительно? Кроме того, это нововведение усложнит жизнь малых пивоварен, которым и так не просто справляться с ужесточающейся средой вокруг отрасли.

Если раньше рынок пива был фактически полностью поделен между пришедшими в Россию интернациональными игроками, то сейчас, как утверждают эксперты, ситуация меняется — 20% рынка приходится на множество малых игроков. Замечаете ли вы увеличение доли рынка в регионах, приходящегося на малые и средние независимые компании?
Да, в отличие от стран, где пивной рынок значительно более консолидирован (например, США, Канада, Бельгия, Великобритания, Бразилия), в России наблюдается такая ситуация: 20% производства пива в регионах приходится на маленькие пивоварни. Я считаю, это хорошая тенденция. Однако, повторюсь, — существующий общий спад в отрасли неизбежно затронет и малых пивоваров, которые обладают куда меньшими ресурсами для противостояния этому негативному фону. Могу предположить, что в течение 2013 года мы будем наблюдать обратный тренд — вынужденное закрытие небольших пивоварен.

Оригинал интервью см. здесь


Источник: МАЖ "Пивное дело" от 24.12.2012


Последние изменения:
24.12.2012 17:33 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.096099138259888