Сегодня дней рождений нет


 


Lobbying.Ru Субъекты лоббистской деятельностиОтраслевой лоббизмАлкоголь, пивоПРАВИТЕЛЬСТВО КАПИТУЛИРОВАЛО ПЕРЕД ВОДОЧНЫМ ЛОББИ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАПИТУЛИРОВАЛО ПЕРЕД ВОДОЧНЫМ ЛОББИ.

Энергичная атака директоров спиртоводочных заводов на правительство, подкрепленная короткой, но мощной пропагандистской кампанией, увенчалась молниеносным успехом. Правительство даже не попыталось сопротивляться и сдалось сразу. Акциз, лишь с нового года увеличенный до 90 процентов, был уменьшен до прежнего уровня в 85 процентов.

Разыгравшийся на наших глазах блестящий спектакль лучше, чем что бы то ни было, демонстрирует одновременно как растущую наглость многочисленных отечественных лоббистов, опьяненных свалившейся на них практически неограниченной возможностью выколачивать из государства любые мыслимые ресурсы, так и торопливую готовность правительства раздавать народные деньги при отсутствии на то каких-либо серьезных оснований.

Пример с водочным акцизом характерен еще и тем, что спиртоводочные директора пошли практически на откровенную фальсификацию экономического состояния отрасли, а правительство не затруднило себя даже элементарной проверкой соответствия представленных ими расчетов фактическому состоянию дел. Спиртоводочная промышленность относится к тому не слишком длинному списку отраслей, производство которых в 1993 году по отношению к предыдущему году не только не упало, но и даже возросло. Водки и ликеро-водочных изделий произведено на 3 процента больше, спирта - аж на 14 процентов. Как бы к этому ни относиться, но факт остается фактом - в отличие от многих других товаров производство и потребление алкоголя в условиях кризиса растут. О реальном финансовом состоянии отрасли лучше всего говорит тот факт, что средняя зарплата в ней почти вдвое превышает среднюю по промышленности (в декабре 1993 года 230 и 130 тыс. руб. соответственно).

Не выдерживает критики и главный аргумент сторонников снижения акциза - якобы отечественная водка дорожает слишком быстро и уступает место импорту. Во-первых, существуют таможенные пошлины, которые, если действительно существует необходимость защиты от внешней конкуренции, можно увеличивать. А, во-вторых, цена на водку растет не только медленнее общего индекса потребительских цен, но и существенно медленнее номинального роста зарплаты. Еще в 1990 году на среднемесячную зарплату можно было купить около 16 литров водки, в 1991 году - 27 литров, в декабре 1992 года - 29 литров, а в декабре 1993 года - уже около 34 литров. Таким образом, относительно заниженная цена на водку не только стимулирует ее дополнительное потребление, но и является главным источником дополнительных прибылей в спиртоводочной отрасли.

Вместе с тем нет никаких оснований полагать, что снижение акциза приведет к уменьшению цены на водку в полтора раза. А это означает, что от 3 до 4 триллионов рублей, которые должны были бы попасть в доходы государственного бюджета, превращаются в "подарок" спиртоводочным "генералам". Это означает, что изъятые из запланированных доходов бюджета триллионы должны будут каким-то образом восполнены - либо увеличением других налогов, либо дополнительной кредитной эмиссией Центрального банка. И в том, и в другом случае за правительственные подарки водочным лоббистам заплатит население. Примерно по 20-25 тысяч с души.

Поразительная легкость, с которой правительство расстается с доходами собственного федерального бюджета и разбрасывает "барские подарки" по нескольку триллионов, характеризует его лучше, чем что бы то ни было.



Источник: Андрей ИЛЛАРИОНОВ, экономист ПРАВИТЕЛЬСТВО КАПИТУЛИРОВАЛО ПЕРЕД ВОДОЧНЫМ ЛОББИ. // Известия (Москва).- 24.02.1994.- 036.- C.2


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.19925808906555